ювелирконгресс

лента новостей

ДАГЕСТАН В СВОЁМ ПОТЕНЦИАЛЕ - 

ЭТНО-ЮВЕЛИРНАЯ МЕККА РОССИИ  

Удастся ли нам современным дагестанцам в полной мере сохранить переданное нам искусство отцов и дедов…?!

ПРОБЛЕМАТИКА ЮВЕЛИРНОГО РЫНКА ДАГЕСТАНА 

Народы Дагестана богаты, берущими своё начало из глубины средневековья историей и культурными традициями. Традициями, нашедшими своё отражение в ковроткачестве и в гончарном деле, в оригинальных техниках обработки дерева и драгоценных металлов.

ЮВЕЛИРКОНГРЕСС

статьи, публикации

ДАГЕСТАН В СВОЁМ ПОТЕНЦИАЛЕ  - 

ЭТНО-ЮВЕЛИРНАЯ МЕККА РОССИИ

Удастся ли нам современным дагестанцам в полной мере сохранить переданное нам искусство отцов и дедов…?!

В начале хотел бы представиться: будучи врачом по образованию, а ювелиром по призванию, ещё учась в Медицинском институте в далёких 90-х, параллельно отучился и в бизнес школе и связал затем свою судьбу с бизнесом. И не с простым, а с ювелирным. Производил, торговал, участвовал в многочисленных Всероссийских выставках и самостоятельно провёл первые четыре ювелирные выставки в Дагестане в 2006 и 2007 годах. Давала видимо о себе знать золотая медаль ВДНХ заслуженная мною за чеканную работу по металлу ещё в школьные годы. Вроде как делал бизнес, ездил за границу по обмену опытом, мотался в центры ювелирного производства и торговли. В Баку и Дубае, в Бангкоке и Стамбуле, любовался мировыми брендами ювелирного искусства итальянских и французских ювелирных домов. Мечта была такая, чтобы многовековая культура многонациональных и многоконфессиональных народов Кавказа, воплощённая в новые идеи уже современного ювелирного искусства, заявила о себе на всех торговых площадках и мировых подиумах.   

Весной 2019г. в рамках выставки «Молодые ювелиры Дагестана» попытался провести презентацию готовящейся выставочной программы “КАВЭТНОВО” - кавказское этническое новое. Задумка была такова, чтобы орнаменты и старинные техники ювелирного производства Дагестана отражались в новых изделиях, а не только в традиционных изделиях и антиквариате. Чтобы всё это распространялось среди людей, а школа ювелирного искусства воплощалась в современных изделиях и эти изделия выбирала и носила молодежь России, и эта продукция пользовалась известностью и популярностью в других странах. Вот такая была мечта.  

Но трудно всё это шло, а сейчас идёт ещё трудней… во-первых, сама отрасль завязанная на обороте драгоценных металлов и камней исторически совсем не отлажена, с чем и связаны сложности по регулированию и по чрезвычайному контролю. И сейчас, к сожалению, в обществе ситуация сложилась такая, что даже заслуженные художники, мастера, носители всех тех знаний и исторического опыта начинают отходить от дел. На вопрос почему отвечают: потому что рискованно, жёстко и трудно, как самому производить, так и выходить на рынок. Уходит наше древнее искусство из нашего народа. Своими руками затираем переданные нам нашими предками традиции.   

Обсудив с друзьями, с мастерами и с «коллегами по цеху», пришли к выводу, чтобы создать плотность изделий, произведённых дагестанскими мастерами, качественнее, оригинальнее и самобытнее вытесняя и заменяя собой привозную и импортную, ювелирную продукцию, необходимо будет решить целый ряд задач. Во-первых, объединиться, чтобы собственно мы стали представлять из себя коллективную общность мастеров. Но объединиться не под кого-то, а самим, как равные…. Выработать свою этику и выработать свою программу, потому как государством в настоящий момент везде заявлено и Президентом, и руководством региона, что малый бизнес поддерживается, традиции и национальное искусство поддерживаются, в Совете Федераций обсуждается закон о прикладном этническом искусстве, внутренний туризм поддерживается - чтобы люди приезжали, покупали памятные этнические традиционные изделия. У Дагестана в этой сфере потенциал колоссальный иметь свой золотой базар как в Дубае и Мумбаи, в Стамбуле и Гонконге.  

А чем собственно Махачкала хуже. Почему дагестанским производителям не заиметь собственных представителей в регионах России, ведь Россияне то Кавказ любят, очень многие из старшего поколения о Дагестане и дагестанцах отзываются очень тепло, как о гостеприимном крае. Сюда приезжали в командировку, постажироваться, пройти практику и просто отдохнуть. Искусство дагестанских златокузнецов востребовано было во все века. Кинжалы, посуда, серебро покупают на свадьбы, юбилеи и иные праздники. Это в традициях России и вошло уже в быт многих современных семей, а дагестанское ювелирное искусство Кубачи так и вовсе мировой бренд. Так надо брать и максимально использовать, и преумножать этот богатый потенциал.   

Для этого надо использовать определённую всеми сторонами согласованную дорожную карту. Создать нам некий свой творческий союз, наметить план возрождения традиций, школы мастеров, поддержки государства. Понятно, что нужны какие-то формы постоянного взаимодействия, круглые столы. Потому как силовики решают свою задачу, налоговики свою, контрольные органы свою, но надо как-то со всеми договариваться о приемлемых законом и подзаконными актами отрегулированных правилах, чтобы это не зажимало само дело, не убивало саму тему, потому как если будет убита собственно деятельность мастеров и художников то и контроль будет не нужен никакой и налоги будет брать не с чего, то есть мы настолько ситуацию зажмём, что всё будет извините в стопе… 

А потому давайте мы все соберёмся, эти гипертрофированные функции отрегулируем введём необходимые внутренние процессы саморегулирования и возродим то достояние, которое досталось нам от предков.  

ПРОБЛЕМАТИКА ЮВЕЛИРНОГО РЫНКА ДАГЕСТАНА 

ПРОБЛЕМАТИКА ЮВЕЛИРНОГО РЫНКА ДАГЕСТАНА. Взгляд изнутри 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 

Народы Дагестана богаты, берущими своё начало из глубины средневековья историей и культурными традициями. Традициями, нашедшими своё отражение в ковроткачестве и в гончарном деле, в оригинальных техниках обработки дерева и драгоценных металлов. 

А то, что ювелирная отрасль завязана на обороте драгоценных металлов и драгоценных камней добавляет ей особую притягательность, остроту и повышенное внимание. Как признался один из комитетчиков в малом объёме драгоценностей сосредоточена большая и легко перемещаемая стоимость, которая также, как и наличные деньги может послужить средством финансирования террористов, и организации жёлтых революций. 

Сейчас, к сожалению, в обществе ситуация сложилась такая, что даже заслуженные художники России и Дагестана, мастера, носители всех тех знаний и исторического опыта начинают отходить от дел. На вопрос почему отвечают: потому что рискованно, жёстко и трудно, как самому производить, так и выходить на ювелирный рынок. Уходит древнее искусство из нашей жизни. Своими руками затираем переданные нам нашими предками традиции. 

Предвидя скепсис критического читателя, соглашусь с ним в том, что часть проблемы можно будет списать на пандемию коронавируса и разворачивающийся мировой экономический кризис…но только часть, и объясню почему. 

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ 

Год назад, с ноября 2019г. в Дагестане начались изъятия силовыми ведомствами из «незаконного» оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. И в первую очередь, вы не поверите, изъятия начались в стенах самой, тогда ещё Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора. О причинах изъятия около 15-ти кг полуфабрикатов ювелирных изделий нам остаётся догадываться так как ни возврата продукции, ни судебного разбирательства по этому факту как не было, так и нет. 

В след за этим в том же 2019г. на рынках Махачкалы и Хасавюрта прошли рейды, по выявлению не официальных участников ювелирного рынка сопровождавшиеся изъятием уже около 150 кг ювелирных изделий из золота как у торгующих ими на рынках, так и прямо из личных сумок, так и непосредственно из мест хранения…как вы уже догадались ни судебных разбирательств по этому поводу, ни возврата самого изъятого как не было, так и нет. Параллельно проходила серия обысков в частных домовладениях с привлечением квадрокоптеров и миноискателей. 

С 20 мая 2020 года правоохранительные органы совместно с сотрудниками только что созданной Федеральной Пробирной Палаты, не имеющей кстати на то полномочий, начинают проведение операции «Ювелир» по доскональной проверке уже всех официальных участников ювелирного рынка, и торгующих, и других имеющих с ними какие-либо договорённости. Официальным прикрытием внеплановости проведения проверочных мероприятий, как повелось с приходом нового исполняющего обязанности начальника Пробирного надзора, служил неотложный (?) вопрос соблюдения участниками ювелирного рынка законодательства в сфере действия ФЗ-115 и ФЗ-41. Формальным поводом таких проверок как правило служила банальная справка Федеральной Пробирной Палаты в УБЭП о том что, тот или иной состоящий у них их учёте осуществляет свою деятельность сдавая им изделия на обязательную проверку. А вот прошли ли сдаваемые производителем изделия процедуру обязательного аффинажа, (ст.192 УК РФ) якобы им очень любопытно выяснить. О конфиденциальности подобной информации конечно же никто не заморачивался. Сама неправомочность Федеральной Пробирной Палаты передавать конфиденциальную информацию третьим лицам заслуживает отдельного прокурорского внимания. 

Затем неправомочный сотрудник вновь созданной федеральной пробирной палаты совместно с сотрудником УБЭП в сфере оборота драгоценных металлов считают себя вправе без достаточных на то оснований требовать предоставления к осмотру мест производственной деятельности и мест хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также всей имеющейся документации. И это всё не смотря на противопандемические мероприятия и запрет Минфина на проведение своим сотрудникам как плановых, так и внеплановых проверок до конца 2020г. Несмотря на требование законодательства о прекращения начатых внеплановых проверок при установлении проверяющими отсутствия угрозы жизни и здоровью населения, и интересам национальной безопасности. Не смотря на требование обязательного согласования таких проверок с прокуратурой. Несмотря на то, что государством в настоящий момент везде заявлено и Президентом, и руководством региона, что малый бизнес поддерживается, традиции и национальное искусство поддерживаются, в Совете Федераций обсуждается закон о прикладном этническом искусстве… 

Заинтересовавшийся данной статьёй читатель, а так оно и есть если вы до сих пор читаете мою писанину, сочтёт наверное, что обращение в прокуратуру решило бы все проблемы. Но, уверяю вас, из личного примера, что даже обращение в генеральную прокуратуру России и в полпредство президента по северо-кавказскому федеральному округу не смогло поставить под сомнение «непогрешимость» сотрудников МВД в данном вопросе. Вот только уже как 2 месяца следственное управление МВД всё никак не даст ответ прокуратуре о правомочности начала проверки. Ведь не зря же было произведено изъятие золота и других материальных ценностей из мест их официальной торговли и производства, пусть даже изъятие проводилось совсем другим - бюджетным отделом УБЭП и совсем не по факту выявленных нарушений, и что уже не удивительно накануне возбуждения уголовного дела, а затем ловким движением рук следователя приобщено к материалам уголовного дела. Не зря же при повторном обыске были изъяты материальные ценности не относящихся к возбужденному делу. И конечно же рапорт сотрудника УБЭП никак не может быть фальсифицирован, и раз там пишется, что человек виновен, то тому уже надлежит начать каяться и искупать вину, ведь судом это зачтётся. А как же презумпция невиновности, по всей видимости сказанная президентом страны фраза хватит кошмарить бизнес дошла не до всех ушей. 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОГУ ПРЕДПОЛОЖИТЬ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 

Личной: либо надо закрывать дело за отсутствием состава преступления, либо надо провести пятый по счёту обыск у меня и найти заводскую торпеду, бандитский патрон и пакет героина в комплекте. Упорству следователя надо отдать должное, но всему есть предел, все должно когда-то заканчиваться. 

Общей: Полагаю, что стабилизация ситуации и развитие отрасли этно-ювелирного искусства может опираться только на профессиональное сообщество, а деятельность власти и силовиков необходима для обеспечения соблюдения законодательства, для гармонизации творческой и предпринимательской инициативы с интересами государственной безопасности с общественными интересами. А для этого нам нужна консолидация всех участников рынка – и художников, и производственников, и торговцев, и поставщиков сырья, и сервисных компаний – всех, кто в той или иной степени включён в любой из этапов создания и реализации этно-ювелирки. И ещё необходимо возрождение этики артельного мастерства, основанной на вековых традициях почитания старших, взаимной поддержки и профессиональной славы. 

Как один из первых шагов, предлагаю в ближайшее время согласоваться нашему сообществу с представителями силовых ведомств. Согласоваться по пониманию текущей ситуации и существующих проблем – мы видим и настоящее и будущее отрасли с разных точек зрения и необходимо их донести друг до друга, ведь полагаю, каждая из сторон конфликта заинтересована в росте этого сегмента креативной индустрии, как одного из перспективных направлений развития экономики, развития общества. Для этого, первым делом, предлагаю провести в декабре этого года публичную дискуссию за круглым столом с обсуждением наиболее актуальных тем.